Поиск по блогу

воскресенье, 27 ноября 2011 г.

Мой опыт приготовления домашнего вина

Свершилось! Сегодня в 20:15 я наконец-то разлил свое вино по бутылкам. Процесс длительностью два месяца завершен. Вкус получился очень даже нормальным - я думал, что будет гораздо хуже. Так что первый блин не вышел комом. Поэтому хочу поделиться рецептурой.

Этап 1 - Подготовка винограда

В наших краях для приготовления домашнего вина доступен практически только один сорт винограда - это "Изабелла синяя". Его многие выращивают на дачах из-за его неприхотливости. К счастью дача мои родителей не исключение.
Виноград был собран в самом начале октября. Главное условии - виноград должен быть собран в сухую погоду.
Дальше - самая трудоемкая часть приготовления вина. Нужно отделить ягоды от веточек. Это нужно сделать обязательно! Иначе вкус будет очень терпким. Мыть виноград не нужно.
Дальше ягоды складываются в какую-нибудь крупную емкость - например, эмалированную кастрюлю или пластиковый таз. Важный момент - ни в коем случае не должно быть никакого контакта виноградного сока с металлом! Иначе сразу начнется окисление и в итоге вы получите уксус, а не вино.
Ягоды нужно сразу же подавить для получения сока. Иначе может быстро начаться открытое брожение, что может повлиять на итоговый вкус и сильно повышает шанс занести какие-нибудь вредоносные микроорганизмы в виноматериал, что в итоге нарушит процесс брожения.
Я давил ягоды руками, но гораздо проще это делать специальной толкучкой для пюре. Только не забывайте - никакого контакта с металлом! Толкучка должна быть с дырочками. Если использовать сплошную, то вместе с ягодами давятся и косточки - из-за этого вино получится терпким.
Дальше нужно профильтровать полученный сок. Я использовал для этого двойную марлю. Я также обнаружил, что несмотря на то, что я давил ягоды достаточно тщательно, жмых по прежнему содержит достаточно много сока. Так что я придумал такую штуку - набирал определенное количество жмыха в марлю и выкручивал ее для максимально тщательного выдавливания сока.
Из почти трех ведер винограда у меня получилось примерно 5 литров сока. Емкость в наличии у меня была только 10-ти литровая, но, изучив отзывы других людей, я решил, что половина бутыли - это терпимо. В идеале, конечно, должно быть заполнено где-то 2/3 емкости.
Вино было заложено 5-го октября.



Этап 2 - Первичное брожение

Для организации правильного брожения вина нужно кое-какое оборудование. Самое главное - это бутыль большого объема. Мою бутыль вы видели на фото выше. Также нужны еще следующие вещи - пластиковая крышка для бутыли с дырочкой для трубки, трубка для вывода углекислого газа, баночка с водой и пластилин для герметизации.
Горлышко моей бутыли стандартного баночного размера, так что я взял обычную пластиковую крышку для банок. Дырку в ней я проделал раскаленным гвоздем. В качестве трубки использовал купленную в аптеке длинную и тонкую трубочку для капельницы - по-моему это идеальный вариант.
Итак, собираем систему. Одеваем крышку на бутыль. Герметизируем ее с помощью пластилина. В дырку втыкаем трубочку - внутри бутыли достаточно всего пары сантиметров трубки. Закрепляем трубку и герметизируем дырку в крышке пластилином. Берем обычную стеклянную банку, заполняем ее на 2/3 обычной водой и вставляем туда обратный конец трубки. Все, система готова.
Самый важный момент - бродящее вино ни в коем случае не должно взаимодействовать с воздухом (конкретно с кислородом)! Иначе вино окислится и получите не вино, а уксус. Вот поэтому и нужно все очень тщательно герметизировать. В то же время в результате брожения выделяется углекислый газ и его необходимо удалять из емкости. Как раз для этого и нужна трубка и банка с водой. Углекислый газ выходит по трубке, но кислород туда не попадает так как трубка находится в воде. Не доставайте трубку из воды без крайней необходимости!
Теперь нужно поставить готовую систему в темное место и ждать. В идеале нужна еще и прохлада (где-то от +7 до +15), но далеко не у всех есть погреб. Так что у меня бродило при комнатной температуре.
Главный показатель того, что все идет по плану - выделяющиеся пузырьки газа в банке с водой. Они начинают появляться где-то через несколько дней после "запуска" системы и заканчивают вместе с процессом брожения. Если их нет, то скорее всего где-то просачивается воздух. Согласно литературе процесс брожения должен длиться примерно 2-3 месяца, но у меня он занял меньше месяца. 30-го октября я уже начал второй этап так как выделение пузырьков газа закончилось за несколько дней до этого.
P.S. В ходе первичного брожения у меня примерно через неделю на поверхности вина появилась очень мощная пена. Меня это сильно беспокоило (думал, что попал какой-то микроорганизм), но пена сама исчезла спустя неделю.

Этап 3 - Вторичное брожение и розлив

После завершения первичного брожения вино уже в принципе можно пить. Но лучше выполнить еще один шаг - вторичное брожение.
Итак, нужно вскрыть бутыль с вином и очень аккуратно, без тряски перелить вино через марлю (для фильтрации) в большую емкость. Сливать не полностью так как на дне будет очень много осадка - он нам на втором этапе не нужен :-)
Теперь нужно добавить сахар из расчета 100-150 грамм на литр. Перемешать до полного растворения сахара.
Бутыль промыть и высушить. Влить вино с растворенным сахаром обратно в бутыль, снова собрать систему и поставить дальше бродить примерно на один месяц.
У меня вторичное брожение закончилось 27-го ноября - примерно через месяц после добавления сахара. В этот раз все согласно теории :-)
Вино я разливал по бутылкам все с помощью той же трубочки от капельницы. Помогли знания физики :-)
Нужно просто разместить емкость-приемник ниже емкости-источника и отсосать воздух из трубочки - дальше все будет литься самостоятельно.

Итог

Получилось в целом нормальное вино. Не Chateau Lafite, конечно, но для домашнего неплохо :-) Вкус приятный, сладость хорошо чувствуется. Градус правильный. Как и любое молодое вино, хорошо дает в голову. Аромата, к сожалению, толком нет - скорее всего дело в отсутствии выдержки. В следующем году буду работать над ошибками. А в этом получилось вот столько вина:

4 комментария:

  1. А где дубовые бочки? :)

    Еще перед каким нибудь праздником, поставить вино (точно не знаю на сколько, может неделя а может и месяц) возле отопительной батареи и вкус измениться .. :)

    И еще, некоторые вместо системы с трубочкой и бутылкой - просто одевают на банку мед. перчатки, после появления надутой "приветствующей руки" - аккуратно выпускают воздух .. :))

    ОтветитьУдалить
  2. Если честно, у нас дома получались отличные вина из любой ягоды с участка: клубника, смородина, красная смородина, черника и даже намешать (но только при купажировании).. яблочное с черноплодной рябиной (при купажировании) тоже не плохой вариант и при этом некоторые варианты полезны и по цвету очень привлекательны ..

    ОтветитьУдалить
  3. но сейчас что то уже не делаем, мало гостей, не кому предложить, а сами не особо не пьем .. :)
    даже немного лежит еще в заначке уже пару лет ..

    короче рецепты есть у мамы :)

    ОтветитьУдалить
  4. Вот будет у меня когда-нибудь частный дом - вот тогда и буду делать вино в дубовых бочках :-)
    Возле батареи лучше не ставить - вино очень не любит нагрева и вообще перепадов температуры. Разве что только цель - сделать мадеру... :-)
    Про перчатку читал, но решил, что это не очень надежный способ. Перчатка все-таки очень тонкая - если вдруг порвется, то вину пипец.
    Может быть в будущем попробую и ягодные вина делать, но на первый раз хотел именно настоящее виноградное вино сделать.

    ОтветитьУдалить