Поиск по блогу

воскресенье, 14 июля 2013 г.

Путешествие в Рим

Наконец-то я собрал в себе силы чтобы написать краткий отчет о моей самостоятельной поездке в Рим и Тиволи в конце мая - начале июня 2013 года. Итак, сперва про подготовку. В этот раз не буду сильно углубляться в детали как я делал в прошлый раз.

Подготовка.
Готовиться к поездке я начал еще зимой. На booking'е забронировал отличный по отзывам отель Hotel Re di Roma. Забегая вперед скажу, что отель очень понравился - вполне просторные номера, неплохой (для Италии) завтрак, адекватная цена и отличное местоположение (пару минут ходьбы до станции метро Re di Roma и минут 15 до железнодорожной станции Tuscolana, которая связана с аэропортом Фьюмичино). Минус, пожалуй, только один - слабая звукоизоляция в отеле.
Лететь решил Belavia из Минска так как уж очень не хотелось тащиться в Вильнюс. Да и цена была вполне нормальная.
Визу сделал в апреле. На сайте у итальянского посольства в Беларуси бардак полный. В итоге в день подачи выяснилось, что анкета у меня неправильно распечатана (ее нужно печатать на листах A3, а не A4) и еще им нужно подтверждение бронирования из отеля (бумага от booking'а их не устраивает). Хорошо, что получилось решить проблему с анкетой на месте (спасибо добрым и запасливым людям в очереди!), а недостающий документ потом им принесла сестра.
Потом еще незадолго до начала поездки я забронировал билеты в музеи Ватикана и галерею Боргезе. С музеями Ватикана это очень помогло сэкономить время, а галерею Боргезе без предварительного бронирования практически нереально посетить. Так что рекомендую оба этих места бронировать заранее!

День 1. Прилет.
Вылет из Минска был около полудня. Все процедуры в аэропорту прошли очень быстро. Самолет Belavia вполне понравился - все чисто и ухоженно, сервис адекватный. Дают карамельку перед взлетом :-) С нами в самолете летела большая группа детей, но к счастью они не буянили, а то я уже боялся, что будет дурдом...
Прилетели в Фьюмичино, забрали багаж и двинулись к железнодорожной станции. Думали в аэропорту купить Roma Pass. В Интернете пишут, что вещь очень удобная и нужная, но я все до конца не был уверен в необходимости ее покупки. В продаже в аэропорту ее не оказалось и вопрос покупать или нет решился сам собой :-)
С железнодорожной станции Фьюмичино туристы обычно едут в город на Leonardo Express. Я же решил, что нам будет удобнее поехать на обычном поезде FR1, который останавливается на станции неподалеку от моего отеля, да еще и стоит в два раза дешевле.
Вышли на станции Tuscolana и прошли минут 15 до отеля (реально идти меньше, но я сначала немного заплутал). Отель называется Hotel Re di Roma, краткие впечатления о нем написал немного выше. В целом повторюсь - отель отличный.
Вечером в этот день вышли на разведку местности. Прогулялись пешком до Латеранского собора (минут 10 ходьбы от отеля), потом до Колизея и площади Венеции (минут 25 ходьбы), а потом и до Пантеона.
Колизей

День 2. Колизей. Античный Рим.
Рано утром сразу отправились к Колизею чтобы успеть попасть туда без особой очереди. Нам это удалось - в очереди постояли буквально несколько минут. Колизей снаружи выглядит впечатляюще, но внутри впечатляет еще больше. Все-таки вмещал аж до 90000 людей!
После прогулки по Колизею посмотрели арку Константина и отправились на Капитолийский холм. Прогулялись по площади и пошли в Капитолийские музеи, которые расположены в двух дворцах по бокам площади.
Капитолийский холм
После музеев немного прогулялись вдоль закрытых для посещения императорских форумов и отправились на руины Римского форума. Вот многие говорят, что нет смысла смотреть на какие-то руины, но место очень красивое и со своей душой.
Римский форум
По форуму мы гуляли несколько часов - площадь очень большая. От форума пошли на Палатин. Это тоже очень важное для древнеримской истории место, но в отличие от Римского форума, где кипела жизнь, Палатин был относительно тихим местом, где раньше жила знать и сами императоры.
Палатин
На Палатине в тени деревьев мы хорошо отдохнули от долгой прогулки по форуму. С Палатина, кстати, открывается отличный вид на Колизей. В принципе основная программа на этот день у нас уже была выполнена, но мы решили еще посетить несколько значимых церквей, что расположены в районе около Колизея.

День 3. От Латерана до терм Диоклетиана. Фонтан Треви. От Пантеона до площади Венеции.
Этот день получился насыщенный. Сначала отправились к Латеранской базилике, главной в Риме, которая расположена совсем недалеко от нашего отеля.
Латеранская базилика
Далее мы отправились к Санта-Мария-Маджоре, одной из самых важных базилик Рима. По дороге посетили еще несколько значимых церквей этого района.
Санта-Мария-Маджоре
Следующая цель - шедевр Бернини "Экстаз святой Терезы" в церкви Санта-Мария-делла-Витториа. По дороге туда прошли мимо терм Диоклетиана, где сейчас находится музей.
Экстаз святой Терезы
От Санта-Мария-делла-Витториа пошли в сторону Квиринальской площади, где сейчас в Квиринальском дворце расположена резиденция главы государства. По дороге опять же посетили несколько значимых церквей этого района. Потом спустились вниз и отправились к фонтану Треви, самому красивому фонтану Рима.
Фонтан Треви
Отдохнув некоторое время около фонтана и потом покушав отличного джелато Giolitti мы отправились к Пантеону, древнеримскому храму, который был переделан в христианскую церковь.
Пантеон
Буквально за углом от Пантеона расположена церковь Санта-Мария-сопра-Минерва. Церковь невзрачна снаружи, но очень богата внутри.
Санта-Мария-сопра-Минерва
Вот мы и подошли к конечной точке маршрута на этот день - площади Венеции с впечатляющим  белоснежным монументом Витториано в честь первого короля объединенной Италии Виктора Эммануила II.
Витториано

День 4. Ватикан
На этот день у нас был запланирован только Ватикан. У меня сначала были сомнения нужно ли выделять аж целый день на него. Реально нужно!
У меня были забронированы билеты в музеи Ватикана на утро. Прибыв на минут 40 раньше указанного времени я увидел огромную очередь на улице. Как хорошо, что я забронировал эти билеты! Обойдя всю очередь мы зашли внутрь и получили свои билеты в специальной кассе без каких-либо затрат времени.
Музеи Ватикана занимают огромную площадь. Мы постарались посмотреть как можно больше. Самые впечатляющие залы - это станцы Рафаэля и Сикстинская капелла. Там же и самая большая концентрация людей. В некоторых же других залах практически свободно. Но в целом людей очень много, явно больше порога комфорта.
Музеи Ватикана
После музеев отправились к собору Святого Петра. К сожалению попали на время сиесты, когда итальянцы работают очень лениво. В итоге стояли огромную очередь. Надо было бронировать музеи Ватикана на середину дня, а утром сразу в собор... Сам же собор впечатляет очень сильно своим масштабом и богатым убранством.
Собор Святого Петра
День завершили прогулкой к замку Святого Ангела, который тесно связан с историей Ватикана.
Замок Святого Ангела

День 5. От виллы Боргезе до площади Испании. Кампо-Марцио.
Утром сразу же отправились к вилле Боргезе потому что на 9:00 у нас было забронировано посещение галереи Боргезе. Билеты туда бронируйте заранее обязательно, так как иначе вероятность не попасть туда очень и очень высока. Все потому, что в галерею пускают строго определенное количество людей (вроде бы всего 200) раз в два часа. В Интернете часто пишут, что туда можно попасть без предварительного бронирования, но нас на входе встретило объявление, что все места забронированы почти на неделю вперед. Вот и думайте...
Галерея Боргезе
Сама галерея очень понравилась. Пусть она и не очень большая, но достаточно насыщенная. Отсутствие толп людей также способствует положительному впечатлению.
После осмотра галереи Боргезе мы немного прогулялись по парку и отправились к Пьяцца-дель-Пополо. Вошли на нее через старые ворота.
Пьяцца-дель-Пополо
Погода и реставрационные работы на площади немного испортили впечатление, но площадь все равно впечатляет. Также мы осмотрели церковь Санта Мария дель Пополо. От Пьяцца-дель-Пополо двинулись к другой легендарной римской площади - площади Испании.
Площадь Испании
Народа тут просто море. Мы посмотрели на фонтан "Лодочка", поднялись по лестнице, взглянули на площадь сверху и по Виа-дей-Кондотти отправились к следующей нашей цели - району Кампо-Марцио. Там нас ждала третья легендарная римская площадь за этот день - Пьяцца-Навона. По дороге к ней мы осмотрели еще несколько церквей района Кампо-Марцио.
Пьяцца-Навона
Пьяцца-Навона - пожалуй, самая красивая площадь Рима. Особенно впечатляет центральный фонтан Четырех Рек.
На этом программа дня была фактически завершена, но мы погуляли еще немного по Кампо-Марцио. В частности посетили еще небольшую площадь Кампо-деи-Фьори. В истории она известна тем, что именно там сожгли Джордано Бруно. Сейчас же на ней располагается очень милый маленький рынок.

День 6. Тиволи.
Тиволи - это очень живописный городок недалеко от Рима. Он знаменит своими виллами. Попасть туда можно несколькими способами. Мы выбрали автобус от автовокзала Ponte Mammolo. Прибыв туда мы не обнаружили ни какого-либо расписания автобусов, ни даже табло с информацией о том, к какой платформе прибывает нужный нам автобус. Но мы купили билет и встали на платформу, где было больше всего туристов. Выбор оказался верен :-)
До Тиволи мы ехали где-то минут 50. Уже на подъезде к конечной точке начался сильный дождь, который спутал нам все планы на день. Мы постояли под навесом минут 20 и видя, что конца дождю не видно, пошли в близлежащий ресторанчик. Там мы сидели часа два в ожидании окончания дождя. Когда дождь закончился мы поняли, что две запланированные на день виллы мы посетить не сможем (а я еще думал, что вдруг и все три успеем посетить...) и нужно выбрать только одну. Мы выбрали виллу д'Эсте как, пожалуй, самую значимую в Тиволи.
Вход к счастью оказался совсем недалеко от ресторанчика, где мы сидели. Сначала туристы попадают в жилое здание, в котором смотреть особо нечего, а уже потом в сами сады. Сады меня очень впечатлили. Гораздо больше, чем например Версаль. Первозданная природа, сотни фонтанов и отличные виды вокруг - это все вместе безумно красиво.
Вилла д'Эсте

Мы гуляли по садам несколько часов стараясь посмотреть каждый уголок. После выхода с территории виллы возник вопрос как вернуться в Рим. Мы отправились к площади, с которой согласно карте из Интернета должен отправляться автобус в Рим. Однако там мы что-то не смогли найти остановку. Решили спросить у водителя местного автобуса и он нас посадил на автобус своего коллеги, который ехал на местный автовокзал. Там уже мы сели на автобус до Рима.

День 7. От Авентина до Бычьего форума. От Трастевере до Яникула.
День решили начать с терм Каракаллы. До них от нашего отеля было минут 20 пешком. В термы не попали, но около них увидели подготовку к параду. Оказывается 2-го июня в Италии День Республики. Всю дорогу до Большого цирка смотрели на различные итальянские силовые подразделения. От Большого цирка пошли на Авентин. Шли мы туда ради красивого вида на город и Пьяцца-дей-Кавальери-ди-Мальта.
Вид с Авентина
Вид действительно неплох, да и парк с апельсиновыми деревьями очень мил. На площади совершили туристический ритуал - посмотрели в замочную скважину. Через нее видно сразу три государства - Ватикан, Италию и владения Мальтийского ордена.
С холма отправились к Санта Мария ин Космедин и Бычьему форуму. В церкви Санта Мария ин Космедин совершили еще один туристический ритуал - засунули руку в "уста истины".
Бычий форум
Около Бычьего форума застали парад. Понравилось, что не было никаких ограждений или еще каких-либо препятствий обычным людям. Некоторые чуть не среди марширующих бегали :-)
Далее мы отправились на остров Тиберина, единственный жилой остров на Тибре в Риме. Милое место.
Тибр
После острова Тиберина нас ждал район Трастевере. Трастевере считается одним из лучших для жизни районов в Риме, а сами жители Трастевере считают только себя настоящими римлянами. А еще Трастевере - это лучшее место в Риме чтобы поесть :-)
В этом районе мы посетили две знаковые церкви - Санта Чечилия ин Трастевере и Санта Мария ин Трастевере.
Санта Чечилия ин Трастевере
Последней точкой этого дня и последней точкой в Риме для нас был холм Яникул. Подниматься туда очень даже не весело :-( Но вид оттуда хорош, хотя крыши и деревья его немного портят.
Вид с Яникула

День 8. Возвращение домой.
Утром узнали про забастовку общественного транспорта. Поэтому решили выселиться из отеля и поехать в аэропорт пораньше. В этот раз уже быстро нашли железнодорожную станцию, сели на поезд FR1 и поехали в аэропорт Фьюмичино. Там пришлось посидеть часок, но лучше так, чем потом неизвестно как добираться до аэропорта. Ну а дальше все как обычно: регистрация, досмотр, duty free, посадка, три часа полета и мы дома :-)